О дошкольном образовании

Охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным образованием в районе составляет 99%, как и в прошлом году. Несмотря на закрытие в прошлом году двух дошкольных учреждений, все дети обеспечены местами в детских садах. По-прежнему, обеспечивается подвоз детей в 9 учреждений дошкольного образования: на 1 сентября организован подвоз для 88 детей из 26 населенных пунктов, что составляет 16% от общего количества детей, охваченных дошкольным образованием. Учитывая увеличение платы родителей за питание детей в дошкольных учреждениях, стало проблемой посещение детского сада детьми из неблагополучных и малообеспеченных семей. Поэтому следует в индивидуальном порядке оценивать условия содержания детей в таких семьях с принятием соответствующих решений, отдавая предпочтение дошкольному образованию детей.

Системная работа по созданию здоровьесберегающих условий в дошкольных учреждениях позволила снизить заболеваемость на 0,8 дня, пропущенных одним ребенком по болезни. За 2013 год данный показатель составляет 3,9 дня.

Хочется отметить, что педагогами дошкольных учреждений значительное внимание уделяется развитию у детей творческих способностей и интересов. И подтверждением этому стало участие в традиционных районных мероприятиях – шашечный турнир «Умняша» и фестиваль детского творчества «Как прекрасен этот мир!». Качественную подготовку участников продемонстрировали педагоги дошкольного центра развития ребенка, Иолчанского, Храковичского детских садов, Комаринского яслей-сада, санаторного яслей-сада.

Как известно, с учетом требований новой учебной программы дошкольного образования, ограничен выбор направлений в кружковой работе. Но не в полной мере используется возможность изучения в дошкольных учреждениях иностранного языка, в т.ч. на платной основе. И причина этому не столько в занятости педагогов-предметников, а в недостаточной работе руководителей.

Многие из вас, особенно педагоги дошкольных учреждений, задаются вопросом – для чего развивать способности детей, если в школе совсем другие приоритеты? Действительно, вы в чем-то правы – работа по преемственности дошкольного и общего среднего образования требует совершенства, на что обращалось внимание на коллегии Министерства образования. Поэтому с начала учебного года следует обеспечить взаимодействие детского сада и школы не только по сопровождению процесса адаптации выпускников дошкольного учреждения, но и по дальнейшему развитию их склонностей и интересов.

Бесспорно, качественно выполнять поставленные задачи могут педагоги-профессионалы. В нашем районе, к сожалению, количество педагогов дошкольных учреждений с профильным образованием составляет только 34%. Лучшая обеспеченность педкадрами в Комаринском яслях-саде, санаторном яслях-саде, Иолчанском детском саду.

Незначительно (только на 13%) повысился образовательный ценз педагогов дошкольных учреждений – с высшим образованием работает около 38% педагогов (в области – 43,7%).

Только 7% педагогов имеют высшую квалификационную категорию (в области – 21,6%).

На протяжение учебного года результативной стала работа Гришаненко Натальи Михайловны, воспитателя Иолчанского детского сада; Брегид Натальи Ивановны, воспитателя санаторного яслей-сада; Кацуба Майи Витальевны, воспитателя Комаринского яслей-сада; Дмитренко Натальи Владимировны, воспитателя Асаревичского детского сада-базовой школы; Троилиной Людмилы Сергеевны, воспитателя дошкольного центра развития ребенка; Карабинович Натальи Михайловны, воспитателя Маложинского детского сада.

В целях дальнейшего развития системы дошкольного образования необходимо:

— продолжить развитие здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях;

— обеспечить индивидуальную работу с детьми по развитию их склонностей и интересов через использование дополнительных образовательных услуг, исследовательскую и экспериментальную деятельность;

— повышать профессиональный уровень педагогических работников дошкольных учреждений.